Справочные материалы
Весёлая орфография
Средства выразительности речи |
|
||
Средство |
Определение |
Примеры |
|
Метафора
|
Употребление слова или выражения» обозначающего предмет или явление для образного названия другого предмета, явления по принципу их средства. |
«Пчела за данью полевой летит из кельи восковой...» |
|
Олицетворение |
Прием худ. изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и их свойствами. |
«Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые...» |
|
Аллегория |
Одна из форм иносказания, условное изображение отвлеченного понятия, явления при помощи конкретного жизненного образа. |
«Повалился кувшин по воде ходить, там ему и голову сложить...» |
|
Метонимия |
Замена в худ. речи названия предмета, понятия другим названием связанным с ним внешними отношениями. |
«Ковши круговые, запенясь шипят» |
|
Синекдоха |
Особая разновидность местоимений. Она основана на замене названия целого явления названием его части или наоборот, называя целое, подразумевают какую-то его часть |
«Мы все глядим в Наполеоны...» |
|
Эпитет |
Образное определение, характеризует какое-нибудь свойство, качество, понятие, явление. |
«Глаза, как небо, голубые. Улыбка, локоны льняные...» |
|
Сравнение |
Образное определение предмета, явления при помощи сопоставления его с другим. |
«Анчар, как грозный часовой Стоит - один во всей вселенной...» |
|
Фразеологические обороты |
Несвободные сочетания слов, воспринимаемые лишь целиком. Смысл таких оборотов не совпадает со значением составляющих их слов. |
С глазу на глаз. |
|
Омонимы |
Слова с различными значениями, но одинаковым звучанием. |
Лук (растение) Лук (ручное оружие) |
|
Синонимы |
Слова, совпадающие по значению, но звучащие по-разному. |
Знаменитый - известный Писатель - литератор., |
|
Антонимы- |
Слова противоположного значения. |
«Толстый и тонкий» «Война и мир». |
|
Гипербола |
Образное выражение, состоящее в преувеличении размера силы, значения изображаемого явления. |
«Арбуз – громадище, дилижанс - эдакой ». |
|
Литота |
Художественное преуменьшение. |
Коляска легка, как перышко. |
|
Антитеза |
Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами. |
«Без вас хочу сказать вам много. { При вас я слушать вас хочу...» |
|
Оксюморон |
Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого. |
«Убогая роскошь наряда.» т |
|
Градация |
Расположение близких по значению слов в порядке повышения и понижения их смысловой или эмоциональной значимости. |
«Описать нельзя бархат, Серебро, огонь!» |
|
Параллелизм |
Сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. |
«Зашумели под затоном тростники. Плачет девушка- царевна у реки» |
|
Анафора |
Повторение начального слова, словосочетания, предложения или двух самостоятельных отрезков речи. |
«Жди меня и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди...» |
|
Эпифора |
Выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи. |
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
|
Инверсия |
Своеобразная расстановка слов в предложении, нарушая порядок, установленный правилами. |
«И день за днем Ужасно злить меня вот это стало» |
|
Умолчание |
Оборот речи, в котором мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном. |
«Мне кажется, вы затруднитесь?...» - заметил Чичиков. |
|
Риторический вопрос |
Оборот речи, состоящий в высказывании утверждений в вопросительной форме. |
1 «И какой же русский не любит быстрой езды?» |
Лексические средства.
синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова |
скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем |
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова |
они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы. |
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову |
на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз») |
архаизмы – устаревшие слова |
дружина, губерния, очи |
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории |
курень, гутарить |
книжная, научная, разговорная лексика |
дерзновенный, сподвижник; коррозия, менеджмент; просадить деньги, глубинка |
Тропы.
метафора – перенос значения слова по сходству |
мертвая тишина |
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу |
отговорила роща золотая |
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) |
яркий, как солнце |
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) |
Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) |
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот |
белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) |
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения |
автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов) |
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность |
Куда ты скачешь, гордый конь? |
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах |
весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь |
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого |
в сто сорок солнц закат пылал |
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого |
ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка |
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки |
Откуда, умная, бредешь ты, голова? |
Фигуры речи, строение предложений.
эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом |
Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот |
пришел, увидел, победил |
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом |
Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь. |
каламбур – игра слов |
Шел дождь и два студента. |
риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата |
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма! |
синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений |
молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет |
многосоюзие – повтор избыточного союза |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… |
бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов |
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари… |
эллипсис - пропуск подразумеваемого слова |
я за свечкой – свечка в печку |
инверсия – непрямой порядок слов |
Изумительный наш народ. |
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы |
Где стол был яств, там гроб стоит |
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий |
живой труп, пожар льда |
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. |
Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» |
вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них |
И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению |
ряды однородных членов предложения– перечисление однородных понятий |
Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта. |
парцелляция– предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. |
Я видел солнце. Над головой. |
Лексические явления. Универсальные лексические категории, лексика активного и пассивного запаса (подготовка к заданию С2.1)
Для выполнения задания С2.1 необходимо знать лексические явления русского языка, а также уметь находить их в тексте.
Напомню формулировку задания С2.1 в КИМах-2012:
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Лексика русского языка очень богата и многообразна.
В данной статье речь пойдёт об универсальных лексических категориях и лексике активного и пассивного запаса.
Вы узнаете не только определения лексических понятий, но и их значение в речи.
Каждое определение сопровождается примерами.
ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - смысл слова.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
1. ОМОНИМЫ- это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию.
Например,Водопроводная система систематически выходит из строя, а у
ремонтников нет никакой системы в работе.
Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек,
хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.
2. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться,
страшиться, ужасаться, трусить.
Значение: свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.
3. АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.
Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.
4. ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и
безответственный (имеют разные суффиксы).
ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА
4. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА - слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. Например, весна, вода, земля, ночь.
Значение: обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.
5. ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг.
Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.
6. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые испопьзуются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. Например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя.
Значение: используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.
7. ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон.
Значение: жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.
8. АРГО - диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык - "феня"), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов). Например: балерина - отмычка; кипиш - беспорядок, шу; шухер - опасность; малина - притон.
Значение: используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания особого колорита.
9.ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).
Значение: служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.
10. АРХАИЗМЫ - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть.
Значение: служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.
11. ИСТОРИЗМЫ - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.
Значение: служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.
12.НЕОЛОГИЗМЫ - новые слова, возникающие в языке. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет.
Значение: служат для обозначения тех новых понятий. которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.
13. ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например: грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского).
Значение: источник пополнения словаря.
14. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.
Особенности:
а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ. Например: нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.
б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.
г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Например: действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.
д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. Например: изыди, низвергнуть.
Значение: воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.
15. ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы. Например: брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.
Значение: в прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.
16. НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - слова, характерные для устной народной поэзии. Например: детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.
Значение: создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.
17. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).
Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.
18. ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА - слова. выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Например:башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).
Значение: средство речевой характеристики героев.
19. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах,
публицистике. Например:гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).
Значение: средство речевой характеристики героев, явлений.
20. ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Например: катет, гипотенуза, морфология,
спряжение, глагол.
Значение: служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.
21. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки
в колёса.
Значение: придают речи яркость и выразительность.
22. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в коня корм. Как
мало прожито, как много пережито.
Значение: как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.
23. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики). Например: слова с положительной окраской
- доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.
Значение: использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста.
Универсальные лексические категории
- омонимы
- синонимы
- антонимы
- паронимы
Лексика активного и пассивного запаса
- общеупотребительная лексика
- диалектизмы
- профессионализмы
- жаргонизмы
- арго
- эмоционально окрашенные слова
- архаизмы
- историзмы
- неологизмы
- заимствованные слова
- старославянизмы
- традиционно-поэтические слова
- народно-поэтические слова
- разговорная лексика
- просторечные слова
- книжная лексика
- термины
- фразеологизмы
- крылатые слова
- эмоционально-экспрессивная лексика
- метафора
- метонимия
- ирония
- гипербола
- олицетворение
- сравнение
- синекдоха
- литота
- эпитет
- антономасия
- аллегория
- перифраза
- художественный символ
- градация
- антитеза
- оксюморон
- лексический повтор
- анафора
- эпифора
ГАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова.
В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):
б) служебные
в) междометия (ой, ах и т.д.) |
|
Синтаксис- раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия:
- способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
- повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
- восклицательные и невосклицательные предложения
- простые предложения
- двусоставные и односоставные предложения
- типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
- неполные предложения
- распространённые и нераспространённые предложения
- обращения
- однородные члены
- обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
- уточняющие и поясняющие члены
- вставные конструкции
- вводные слова и предложения
- прямая речь
- косвенная речь
- диалог
- сложносочинённые предложения
- сложноподчинённые предложения
- бессоюзные предложения
Синтаксические средства художественной изобразительности
- риторические восклицания
- риторический вопрос
- риторическое обращение
- параллелизм
- анафора
- эпифора
- инверсия
- эллипсис
- умолчание
- смещение синтаксических конструкций
- присоединительные конструкции
- парцелляция
- многосоюзие
- бессоюзие
- градация